Дальневосточные «точки роста» получат «блочную субсидию»

Для дальневосточных «точек роста» определен принципиально новый механизм финансирования территориального развития. Об этом заявил заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов.
«Этот механизм сводится к простым по своей сути вещам: один план реализации, один федеральный орган исполнительной власти, который помогает региону при реализации плана, предоставление одной субсидии в рамках понятных правил, одно соглашение на предоставление субсидии. В рамках этой «блочной субсидии» сконцентрирован административный и финансовый ресурс», – рассказал заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов.
Как напомнил замминистра, разработка комплексного плана развития была «обкатана» на двух «точках роста» – в Комсомольске-на-Амуре и Свободном. При реализации комплексных планов приходится задействовать различные органы власти.
«По Комсомольску-на-Амуре региону приходится взаимодействовать с 19 федеральными министерствами и ведомствами, 15 организациями и компаниями, участвовать в 9 государственных программах. По Свободному принимают участие 11 федеральных министерств и ведомств, 13 организаций и компаний, мероприятия входят в 7 государственных программ. Мы должны связать воедино все то, что есть в различных государственных программах. В итоге получается запутанный и негибкий механизм реализации плана. Фактически регион вынужден одновременно работать с различными министерствами, проходить процедуры согласования документов. В результате от момента постановки задачи, например, строительства детского сада до начала реализации проходит не менее 1,5 лет», – уточнил Артур Ниязметов.
Он отметил, что при реализации двух комплексных планов регионы – Хабаровский край и Амурская область – столкнулись с тем, что в государственных программах действуют разные подходы.
«Это видно даже по формулам, по которым идет распределение субсидий регионов по самым разным отраслевым программам. Очевидно, что по таким программам добиться, чтобы была выделена конкретная сумма, например, на строительство больницы в городе Свободный достаточно сложно», – сказал замминистра.
«Теперь будет действовать принципиально другой механизм. Заключается одно соглашение. Минвостокразвития России вышло с такой инициативой. Нас поддержал Президент. В утвержденном проекте на ближайшую трехлетку предусмотрен отдельный источник финансирования под эти комплексные планы. В этом и состоят новые подходы к комплексному развитию территорий на Дальнем Востоке: чем проще, тем эффективнее и результативнее. При таком подходе появляется больше гибкости у региональных органов власти. В течение года они могут маневрировать ресурсом, который им выделен. Это позволит регионам перераспределять средства оперативно в течение года. Мы эту возможность заложили в соответствующих правилах. Одновременно это предполагает большую ответственность прежде всего глав субъектов Российской Федерации за реализацию этих планов», – отметил Артур Нияметов.
На прошлой неделе Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил поручение Минвостокразвития России и Минфину об изменении в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета.
«Есть два приоритета в развитии Дальнего Востока. Один – комплексное социальное обустройство новых точек экономического роста, городов и территорий, в которых реализуются новые инвестиционные проекты. Таких точек роста сегодня на Дальнем Востоке 44. Именно на этих «точках роста» и формируются планы развития. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, нужна поддержка со стороны государства. И второй приоритет – достижение показателей развития социальной сферы Дальнего Востока выше среднероссийского уровня в предстоящие шесть лет. Реализация соответствующих мероприятий будет осуществляться в рамках специальных дальневосточных разделов отраслевых госпрограмм», – отметил Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Разработанный комплексный план социального развития центров экономического роста должен стать ориентиром по условиям работы и жизни, размеру заработной платы, созданию новых рабочих мест, состоянию социальной сферы. Он должен включать в себя график ввода в эксплуатацию социальной инфраструктуры – школ, больниц, детсадов, спорткомплексов. Для бизнеса этот документ призван выступить навигатором для инвестирования, в котором определены приоритеты, сроки, объемы государственных вложений. План должен давать ответ, на какую именно поддержу и когда предприниматель может рассчитывать. Для органов власти документ призван определять долгосрочные цели, приоритеты развития, привязанные к конкретным территориям, закреплять источники финансирования за направлениями.
Напомним, планы определяют ключевые точки роста и основные индикаторы до 2025 года. Они направлены на решение приоритетных вопросов социально-экономического и демографического развития субъектов, требующих участия федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственным участием. Согласно указанию главы государства Владимира Путина, субъекты должны утвердить комплексные планы до 1 февраля 2018 года.

Пресс-служба Минвостокразвития