Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации.
ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

По результатам рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства по итогам за 2015 год Магаданская область находится на 78 месте (против 79 места в 2014 году) со значением итогового интегрального показателя – 6%.
Магаданская область улучшила свои позиции в рейтинге регионов, поднялась на 31 позицию в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства с 2016 года,заняв 47 место из 85. Если в 2014–2015 годах мы были на 79-м месте, в 2015–2016 годах – на 78, то в 2016–2017 годах мы оказались на 47 месте. Среди регионов-дальневосточников мы четвертые – после Хабаровского края, Амурской области и Республики Саха (Якутия)», – сказала министр экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.
Как уточнил исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко, по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2016–2017 годах» в пятерку лидеров-лидеров вошли: Москва (первое место), Московская и Смоленская область разделили второе и третье место, Новосибирская область (четвертое место), замыкает топ-5 Санкт-Петербург.

Рейтинг регионов по уровню ГЧП определяется по следующим трем факторам:

  • развитие институциональной среды субъекта РФ в сфере ГЧП;
  • нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального закона о ГЧП (№ 224-ФЗ «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации.

Нормативные правовые акты  


Внедрение стандарта ГЧП

Во исполнение Федерального закона от 13 июля 2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2016 году в Магаданской области разработана необходимая нормативная правовая база.

Постановлением Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 года № 567-пп «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждены:

  • порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на этапе разработки и рассмотрения проектов государственно-частного партнерства;
  • порядок принятия решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, заключения концессионного соглашения в субъекте Российской Федерации;
  • порядок межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля, надзора мониторинга и ведения реестра проектов государственно-частного партнерства.

Постановлением Правительства Магаданской области от 09 июня 2016 года № 500-пп утвержден порядок принятия решений о заключении от имени Магаданской области соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Создана и стартовала свою работу межведомственная комиссия по предварительному рассмотрению и реализации проектов государственно — частного партнерства Магаданской области (постановление губернатора Магаданской области от 17 июня 2016 года № 122-пп).

Распоряжением Правительства Магаданской области от 27 января 2017 года № 5-рп утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области в сфере государственно-частного партнерства, осуществляющим полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ), определено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.

Полномочия публичного партнера от имени Магаданской области при подготовке, рассмотрении и реализации проектов государственно-частного партнерства исполняют отраслевые органы исполнительной власти Магаданской области, осуществляющий полномочия в сфере, в которой планируется реализация проекта государственно-частного партнерства, согласно перечню, представленному в постановлении Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 года № 567-пп «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 19 января 2017 г. №19-пп), за исключением полномочия по принятию решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, которое исполняет Правительство Магаданской области.

На официальном сайте уполномоченного органа (www.economy.49gov.ru) открыт тематический раздел, где размещена нормативная правовая база, полезная информация и рекомендации по реализации Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ.

По направлению развития сферы государственно-частного партнерства обучено 6 государственных гражданских служащих:

Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области

  • Телефон: 8(4132)62-46-39
  • E-mail: LamonovaYA@49gov.ru
  • Ламонова Яна Анатольевна — консультант управления стратегического планирования и прогнозирования министерства

Министерство культуры и туризма Магаданской области

  • Телефон: 8(4132)60-72-76
  • E-mail: ChindinaMU@49gov.ru
  • Чиндина Марина Юрьевна — начальник отдела развития материально-технической базы и государственных закупок министерства

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области

  • Телефон: 8(4132)64-46-16
  • E-mail: GlazunovAV@49gov.ru
  • Глазунов Александр Валерьевич — начальник отдела технической политики в сфере энергетики управления энергетики министерства

Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области

  • Телефон: 8(4132)62-26-85
  • E-mail: ZaharenkoNN@49gov.ru
  • Захаренко Наталья Николаевна — заместитель начальника отдела планирования, прогнозирования и экономического анализа министерства

Министерство труда и социальной политики Магаданской области

  • Телефон: 8(4132)62-73-06
  • E-mail: HrebtovaNU@49gov.ru
  • Хребтова Наталья Юрьевна — заместитель министра труда и социальной политики Магаданской области

Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области

  • Телефон: 8(4132)63-91-66
  • E-mail: MaksimovVV@49gov.ru
  • Максимов Валерий Васильевич — начальник транспортного отдела управления дорожного хозяйства и транспорта министерства

В соответствии с нормами Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», предусматривающими мониторинг заключения и реализации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, органами исполнительной власти Магаданской области, осуществляющими полномочия публичного партнера от имени Магаданской области в соответствующей сфере, а также органами местного самоуправления Магаданской области представлены отчетные сведения в системе ГАС «Управление» (модуль «Мониторинг проектов ГЧП»).
Ведется работа по внедрению механизма муниципально-частного партнерства в городских округах Магаданской области. Во всех муниципальных образованиях внесены изменения в Уставы для определения уполномоченного органа в сфере муниципально-частного партнерства в целях реализации Федерального закона о ГЧП. Разрабатываются нормативно-правовые документы, определяющие порядок принятия решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства.


Муниципально-частное партнерство


Проекты
В Ольском городском округе реализуется ряд концессионных соглашений в отношении имущественных комплексов жилищно-коммунального хозяйства:

  • Ольского городского округа (водоснабжение, теплоснабжение),
  • села Клепка (водоснабжение, теплоснабжение, водоотведения),
  • села Талон (теплоснабжение),
  • поселка Армань (теплоснабжение, холодное водоснабжение),
  • поселка Радужный (теплоснабжение, водоотведение),
  • села Гадля (теплоснабжение, водоснабжение),
  • здания школы села Тауйск (теплоснабжение).

Использование концессионных соглашений в Ольском городском округе осуществляется с 2010 года. Частными партнерами администрации округа являются предприятия:

  • ОАО «ОлаИНтерКом»;
  • ООО «Спецтранс»;
  • ООО «Энергетик».

В городе Магадане реализуется проект «Реконструкция здания водно-оздоровительного комплекса под многофункциональный центр отдыха, развлечений и торговли», частным партнером является ООО «Магаданстальизделия», которая определена по результатам инвестиционного конкурса, срок реализации – 5 лет.

Проектами государственно-частного партнерства, инициируемыми публичным партнером, являются проекты:

  1. Реконструкция (при необходимости проектирование) больнично-поликлинического комплекса ГБУЗ «Магаданская областная детская больница» г. Магадан, ул. Якутская, 69;
  2. Создание (при необходимости проектирование) хирургического комплекса ГБУЗ «Магаданская областная больница» г. Магадан, ул. Нагаевская, д.40;
  3. Реконструкция (при необходимости проектирование) больницы паллиативной помощи (хоспис), г. Магадан, ул. Шмелева, д.41 (п. Дукча);
  4. Создание (при необходимости проектирование) хирургического корпуса ГБУЗ «Магаданская областная детская больница», г. Магадан, ул. Кольцевая, д. 24;
  5. Создание (при необходимости проектирование) Центра общей, пластической и эстетической хирургии, г. Магадан, пер. Энергетический, д.9;
  6. Реконструкция (при необходимости проектирование) отделения детской стоматологии МОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника», г. Магадан, ул. Советская, д. 12;
  7. Реконструкция (при необходимости проектирование) диспансерного отделения ГБУЗ «Магаданский областной психоневрологический диспансер», г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 66, корп. а;
  8. Создание лаборатории обогащения полезных ископаемых на базе Магаданского политехнического техникума;
  9. Строительство и оснащение здания технопарка «Квантроиум»;
  10. Организация частного детского сада в г. Магадане;
  11. Реконструкция и техническая эксплуатация здания детского сада № 5 на 220 мест (бывший ДЭЦ);
  12. Развитие наземной инфраструктуры «Магадан-13 км»;
  13. Проведение Театрального фестиваля «Свет лагерной рампы»;
  14. Проведение Фестиваля «Старательский фарт»;
  15. Реконструкция здания водно-оздоровительного комплекса под многофункциональный центр отдыха, развлечений и торговли;
  16. Строительство котельной с ОЦР-модулем (утилизационным теплоэнергетическим комплексом), работающей на угле, для нужд пос. Эвенск Северо-Эвенского городского округа Магаданской области мощностью 15,3 Гкал/час тепловой и 2,625 МВт электрической энергии;
  17. Строительство котельной с ОЦР-модулем (утилизационным теплоэнергетическим комплексом), работающей на угле, для нужд п. Талая Хасынского городского округа Магаданской области мощностью 4,5 Гкал/час тепловой и 1,2 МВт электрической энергии;
  18. Строительство котельной с ОЦР-модулем (утилизационным теплоэнергетическим комплексом), работающей на угле для нужд п. Атка Хасынского городского округа Магаданской области мощностью 2,32 Гкал/час тепловой и 0,6 МВт электрической энергии;
  19. Создание Агро-туристического центра «Зеленая ферма» на территории поселка Лесной;
  20. Техническое обслуживание, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт объектов электроснабжения муниципального образования «Город Магадан»;
  21. Строительство и эксплуатация специального дома для престарелых граждан «Милосердие» на 30 мест в г. Магадане.

Перечень объектов государственно-частного партнерства

Статьей 4 Федерального закона №115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Распоряжением Правительства Магаданской области от 27 января 2017 года № 5-рп «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключении концессионных соглашений» утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
В перечень включен объект  «Посадочная площадка «Магадан-13 км», который относится к объектам, установленным пунктом 6 части 1 статьи 4 Федерального закона, определяющей возможные объекты концессионного соглашения, а именно: «6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи». Концессионные соглашения представляют собой одну из форм государственно-частного партнерства.


Рекомендации

Рекомендации по реализации проектов ГЧП. Лучшие практики.pdf (5.67 МБ) Формирование перечня объектов государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства) Магаданской области осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями (скачать.pdf (282.8 КБ) Институт развития государственно-частного партнерства (ГЧП-Институт) регулярно осуществляет подготовку квалифицированных кадров в сфере государственно-частного партнерства. В 2016 году 6 государственных гражданских служащих Магаданской области получили обучение по направлениям развития государственно-частного партнерства в ГЧП-Институте.