Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации.
ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.
По результатам рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства по итогам за 2015 год Магаданская область находится на 78 месте (против 79 места в 2014 году) со значением итогового интегрального показателя – 6%.

Нормативные правовые акты  

Внедрение стандарта ГЧП

С 01 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Субъектам Федерации необходимо было разработать и принять в срок до 01 июля 2016 года нормативные правовые акты, позволяющие внедрить механизм ГЧП на региональном уровне.
03 июля 2016 года в Федеральный закон были внесены изменения, продлившие срок приведения региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в соответствие с Федеральным законом до 1 января 2025 года.
Во исполнение Федерального закона в Магаданской области уполномоченным органом, осуществляющим полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 17 Федерального закона, определено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области. Соответствующие изменения были внесены в Положение о министерстве постановлением от 14 января 2016 года № 7-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 09 января 2014 г. № 18-пп». Постановлением Правительства Магаданской области от 12 апреля 2016 года № 256-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 09 января 2014 г. № 18-пп» полномочия министерства в сфере государственно-частного партнерства были уточнены в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России.
Правовой каркас сложился из документов, наличие которых учитывается при формировании Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по показателю «Оценка механизма государственно-частного партнерства». Были утверждены:
порядок взаимодействия органов исполнительной власти Магаданской области при подготовке и реализации проекта государственно-частного партнерства Магаданской области – постановление Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 года № 567-пп «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
порядок принятия решения о реализации проекта государственно-частного партнерства в Магаданской области – постановление Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 года № 567-пп «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
порядок межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля, мониторинга и ведения реестра соглашений о государственно-частном партнерстве Магаданской области – постановление Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 года № 567-пп «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
порядок принятия решений о заключении от имени Магаданской области соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств — постановление Правительства Магаданской области от 09 июня 2016 года № 500-пп «Об утверждении порядка принятия решений о заключении от имени Магаданской области соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств».
С целью приведения нормативной базы Магаданской области в сфере государственно-частного партнерства в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ (п. 7 ст. 15) в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принято постановление Правительства Магаданской области от 25 августа № 702-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 01 июля 2016 г. № 567-пп». Изменения касаются сроков утверждения уполномоченным органом заключения об эффективности либо неэффективности проекта п наличии (отсутствии) его сравнительного преимущества (сроки сокращены со 180 до 90 дней).
В целях развития институциональной среды в сфере ГЧП Магаданской области была создана межведомственная комиссия по предварительному рассмотрению и реализации проектов государственно — частного партнерства Магаданской области (постановление губернатора Магаданской области от 17 июня 2016 года № 122-пп), целью деятельности которой является предварительная оценка проектов государственно-частного партнерства Магаданской области на предмет их эффективности и сравнительного преимущества, а также актуализация соглашений о государственно-частном партнерстве.
По итогам заседания Проектного офиса по внедрению в Магаданской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, состоявшегося 17.08.2016 г., дано поручение обучить специалистов профильных ведомств по направлению ГЧП до конца 2016 года (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, социальная поддержка граждан, спорт, туризм, культура, дорожное хозяйство и обеспечение транспортными услугами), а также сформировать и до 01 февраля 2017 года разместить в открытом доступе утвержденный перечень объектов Магаданской области, в отношении которых планируется заключение соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений.
Проводится работа по внедрению механизма муниципально-частного партнерства в городских округах Магаданской области, которым необходимо внести изменения в Устав муниципального образования, определив тем самым уполномоченный орган в сфере муниципально-частного партнерства. По состоянию на 01 августа 2016 года такие изменения приняли город Магадан, Ольский городской округ. Подготовлены соответствующие проекты нормативных правовых актов в Северо-Эвенском, Омсукчанском, Ягоднинском, Среднеканском городских округах.

Проекты

В рамках законодательства о концессиях в Магаданской области по состоянию на 01.01.2016 года заключены концессионные соглашения по 17 объектам, в том числе: по 11 объектам теплоснабжения, 5 объектам водоснабжения, 1 объекту водоотведения.
В настоящее время намечено три потенциальных проекта государственно-частного партнерства:
проект строительства Магаданского стрелкового центра;
проект реконструкции и развития государственного учреждения «Магаданский областной санаторий «Талая», инициатор – публичный партнер;
проект строительства дома-интерната для престарелых в городе Магадане, инициатор – публичный партнер.

Формирование перечня объектов государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства) Магаданской области

Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
В Магаданской области формирование перечня объектов государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства) Магаданской области осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями.