Деятельность органов местного самоуправления по улучшению инвестиционного климата


«Атлас муниципальных практик»

Практика по формированию взаимодействия муниципального образования «Город Магадан»  и Правительства Магаданской области: распределение и использование полномочий, оптимизация и делегирование полномочий

  1. Суть и содержание практики.

Повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования «Город Магадан» и региона в целом, в том числе  путем повышения инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционной деятельности является общей целью деятельности Правительства Магаданской области и муниципального образования «Город Магадан», пути достижения которой не представляются возможными без  четкого механизма их взаимодействия.

С 2013 года на территории Магаданской области проходит процедура внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Магаданской области,  основной целью которого является повышение благоприятного инвестиционного климата на территории региона и города Магадана.

В рамках внедрения Стандарта создан Совет по улучшению инвестиционного климата при губернаторе Магаданской области, в состав которого входит представитель  мэрии города Магадана.

05 марта 2014 года заключено соглашение о взаимодействии Правительства Магаданской области и мэрии города Магадана по реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата на территории муниципального образования «Город Магадан».

Основные направления соглашения:

— создание инвестиционной карты муниципального образования «Город Магадан» и обеспечение ее интеграции с геоинформационной системой Правительства Магаданской области (интерактивная инвестиционная карта Магаданской области);

—  вовлечение мэрии города Магадана в систему поддержки и сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

— создание и развитие доступной финансовой инфраструктуры муниципального образования «Город Магадан» для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности;

— создание и развитие инфраструктуры (бизнес — инкубаторы, технопарки,  агротехнопарки) поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности;

— разработка и актуализация Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Магаданской области.

Для решения поставленных задач и эффективного взаимодействия государственной и муниципальной власти утвержден План мероприятий по реализации в 2014 году соглашения. В рамках Плана ведется работа по созданию специализированного Интернет-ресурса об инвестиционной деятельности муниципального образования «Город Магадан».  Кроме того, Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области прорабатывается вопрос возможности размещения инвестиционных площадок города Магадана на интерактивной карте Магаданской области. При этом, инвестиционные проекты муниципального образования «Город Магадан» включены и регулярно обновляются в Плане создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры Магаданской области.

Также, мэрией города Магадана разработан раздел Инвестиции на официальном сайте мэрии города Магадана по адресу: www.magadangorod.ru.

Мэрия города Магадана, предприниматели и предприятия города Магадана активно участвуют в  презентациях  инвестиционного потенциала Магаданской области,  проводимых Правительством Магаданской области как на территории региона, так и за рубежом.

В июле текущего года на Первой международной Магаданской инвестиционной ярмарке представлены 6 социально-значимых инвестиционных проектов города Магадана, которые включены в реестр инвестиционных проектов Магаданской области. Информация  об этих проектах представлена на заседании Круглого стола «Новые горизонты международного сотрудничества» с участием представителей бизнеса  Латвийской республики, а  также опубликованы в книжных изданиях, выпущенных Правительством Магаданской области.

С целью определения роли и обеспечения выбора основных инструментов воздействия органов местного самоуправления муниципального образования «Город Магадан» на стимулирование инвестиционной активности в городе Магадане   утверждена Концепция инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан» до 2020 года.

В соответствии с основными ее  направлениями для координации действий по реализации Концепции создана  межведомственная комиссия при мэрии города Магадана.

Для повышения эффективности муниципальной инвестиционной политики, с целью обеспечения равного доступа субъектов хозяйствующей деятельности всех форм собственности к реализации муниципальных инвестиционных проектов в 2006 году создан Инвестиционный совет при мэрии города Магадана.

Также, в рамках поддержки предпринимательской деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан»  реализуется проект Магаданского регионального отделения организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ» — «бизнес-инкубатор», на базе которого осуществляется размещение начинающих предпринимателей (предоставление помещений для развития бизнеса), консалтинг, юридическое сопровождение и помощь в подготовке документов на получение субсидии, помощь в составлении бизнес-планов,  обмен опытом. Кроме того, в настоящий момент прорабатывается возможность создания на базе Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики еще одного бизнес-инкубатора.

 

  1. Цели и задачи, выполняемые в рамках практики.

 

Целью настоящей практики является формирование и реализация  конкретных мероприятий, направленных на повышение инвестиционного климата на территории города и региона в целом, во взаимодействии муниципального образования «Город Магадан» и Правительства Магаданской области с учетом статуса города Магадана, как административного, культурного, сервисного, логистического, студенческого, научного центра Магаданской области.

 

  1. Структуры (организации), выполняющие (реализующие) практику.

В ходе реализации настоящей Практики задействованы Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, комитет экономического развития мэрии города Магадана (отдел инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства), межведомственная комиссия при мэрии города Магадана по реализации Концепции инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан» до 2020 года, Инвестиционный совет при мэрии города Магадана, Магаданское региональное отделение организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», некоммерческая организация «Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства», Микрофинансовый Фонд «БизнесКлюч», субъекты предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, отраслевые (функциональные) органы мэрии города Магадана.

 

  1. Выгоды, которые получают предприниматели от реализации данной практики.

Информационная доступность: мэрией оказываются информационно-консультационные услуги и организационная помощь по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с утвержденным административным регламентом.

  1. Преференции инвесторам на областном и муниципальном уровне:

2.1.          На территории муниципального образования «Город Магадан» инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, переданных им при реализации инвестиционных проектов, которые имеют статус «одобренных» и включены в реестр инвестиционных проектов муниципального образования «Город Магадан».

2.2. Организации, реализующие региональные инвестиционные проекты на территории Магаданской области, освобождаются от уплаты налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области сроком на пять лет, последующие пять лет налог на прибыль для них составит 10 процентов.

  1. Субъекты малого и среднего предпринимательства  Магаданской области имеют возможность воспользоваться мерами поддержки некоммерческой организации «Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства».

 

  1. Нормативные правовые документы, закрепившие данную практику и порядок ее реализации.

 

  1. Постановление мэрии города Магадана от 19.01.2011 года № 110 «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан»;

2. Решение Магаданской городской Думы от 02.12.2011 года №70-Д «О концепции инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан» до 2020 года»;

3. Соглашение о взаимодействии Правительства Магаданской области и мэрии города Магадана по реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата на территории муниципального образования «Город Магадан» от 05.03.2014 года;

  1. Постановление мэрии города Магадана от 12.08.2014 года № 3057 «О плане мероприятий по реализации в 2014 году соглашения о взаимодействии Правительства Магаданской области и мэрии города Магадана по реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата на территории муниципального образования «Город Магадан», от 05 марта 2014 года»;
  2. Постановление мэрии города Магадана от 07.06.2012 года № 2290 «О создании межведомственной комиссии при мэрии города Магадана по реализации Концепции инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан» до 2020 года»;
  3. Постановление мэрии города Магадана от 16.12.2011 года № 4687 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание информационно-консультационных  услуг и организационной помощи по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  4. Решение Магаданской городской Думы от 28.02.2013 года № 4-Д «О внесении изменения в решение Магаданской городской Думы от 16.06.2005 года № 85-Д «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Магадан»;
  5. Закон Магаданской области от 28.11.2013 года № 1664-ОЗ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Магаданской области».

 

  1. Количественные и качественные результаты реализации данной практики.

 

За период работы практики на территории муниципального образования «Город Магадан» реализовано 11 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более чем 552 млн. рублей, введено 8 многоквартирных домов общей площадью более 19 тысяч кв.м., построено 2 трансформаторные подстанции, а также новые электрические сети в районе частного жилого сектора по улице Брусничной. Сегодня реализуются  3 инвестиционных проекта.

Объем инвестиций в основной капитал увеличился с 2007 года почти в 3 раза  и в 2013 году составил 5,7 млрд. рублей.

В 2012 году  инвестиционный проект «Строительство мусороперерабатывающего завода на территории муниципального образования «Город Магадан» был презентован    в Республике Корея.

В 2012 году муниципальному образованию вручен диплом VМеждународного смотра — конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕвРАзЭС» за системные решения, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата.

 

Практика формирования и реализации стратегии развития муниципального образования «Город Магадан»

 

Суть и содержание практики

Муниципальное образование «Город Магадан» имеет уже более чем 10-летнюю практику внедрения стратегического планирования. В 2002 году мэрией города Магадана совместно с Московским фондом «Институт экономики города» разработана и принята среднесрочная программа социально-экономического развития до 2006 года, которая позволила городу за короткий срок преодолеть кризис 90-х годов XX века и поступательно развиваться дальше. В 2005 году появилась необходимость поиска нового качества, методов и содержания в планировании муниципального образования. В связи с чем, мэрия города Магадана совместно с Государственным научно-исследовательским учреждением «Совет по изучению производительных сил» Минэконоразвития РФ и РАН приступила к разработке Стратегического плана (Концепции стратегического развития) города Магадана до 2020 года, который был принят Магаданской городской Думой в конце 2007 года. Для городской власти Стратегический план стал необходим, в первую очередь, для согласования действий ее структурных подразделений и выбора приоритетных направлений своей деятельности в принятии текущих решений, для достижения желаемого будущего города, для объединения усилий всех активных сил, для формирования гражданского общества. Стратегический план был разработан в соответствии со Стратегией социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной закон Магаданской области от 11.03.2010 № 1241-ОЗ, согласно которому городу Магадану отведена роль административного, культурного, студенческого, научного, сервисного и логистического центра Магаданской области (Приложение 1).

Суть стратегического планирования заключается в достижении устойчивого развития экономики города Магадана, значительном увеличении муниципального валового продукта и ощутимого роста благосостояния и качества жизни горожан и комплексном планировании социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» (Приложение 2). Стратегия реализуется по 15 основным направлениям со своими целями и задачами (Приложение 3). Стратегические цели постоянно находят отражение в текущих планах муниципалитета и служат основанием для разработки муниципальных и ведомственных целевых программ (Приложение 4). Для достижения этих целей мэрией города Магадана создаются координационные, межведомственные советы, комиссии, привлекая в них представителей бизнеса, региональной власти, федеральных структур и науки.

С целью эффективной реализации Стратегического плана утвержден план мероприятий, который состоит из 95 мероприятий сгруппированных по 14 направлениям. Организован ежегодный мониторинг реализации указанного плана мероприятий.

 

Цели и задачи, выполняемые в рамках практики

Основной целью стратегии развития являетсяразработка муниципальной социально-экономической политики, направленной на создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, укрепление социальной сферы и устойчивое поступательное развитие городской экономики. Приоритетными задачами являются: повышение благосостояния жителей и формирование среднего класса; возобновление строительства жилья на территории города, постепенная ликвидация аварийного и ветхого жилья, привлечение частного бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг; развитие инфраструктуры и систем инженерного обеспечения, поддержание инвестиционной привлекательности и повышения энергетической устойчивости города, приобретение новой техники для содержания и ремонта дорог, поддержка малого предпринимательства, привлечение субъектов малого предпринимательства к решению задач городского развития; создание инфраструктуры для отдыха и туризма; совершенствование экономических механизмов работы городского пассажирского транспорта и оптимизация маршрутов движения; развитие услуг современной и традиционной связи; улучшение городской среды, повышение качества управления и эффективности расходов городского бюджета, максимизация доходов бюджета за счет развития и эффективного использования налогового потенциала на основе роста экономики города и качественного обновления ее структуры; совершенствование муниципального заказа и др.

 

Структуры (организации), выполняющие (реализующие) данную практику

Стратегия города предполагает взаимодействие органов мэрии, правительства Магаданской области, управлений и учреждений различных ведомств, организаций различных форм собственности, координационные советы, комиссии и т. п. Мониторинг стратегического развития города и реализации плана мероприятий осуществляется профильным комитетом мэрии города Магадана. С целью контроля за реализацией Стратегического плана создана рабочая группа по стратегическому развитию при мэрии города Магадана (постановление мэрии города Магадана от 12.07.2010 № 2022).

 

Отличие данной практики от обычной (типовой) реализации практики в других муниципальных образованиях

Главным отличием данной практики стратегического развития являются особенности географического положения муниципального образования. Магадан является важнейшим транспортным узлом: в суровых климатических условиях при отсутствии железнодорожного сообщения, роль морского торгового порта и аэропорта «Магадан» невозможно переоценить в жизнедеятельности и развитии  не только города Магадана, но и всего региона в целом.  При этом, Стратегия направлена на снижение зависимости города от других регионов, переход к увеличению собственного производства и самообеспечению, а также на уменьшение доли дотаций и субсидий из федерального и областного бюджета. Также необходимо отметить, что Магадан является одним из первых муниципальных образований внедряющих стратегию развития на территории Магаданской области.

 

Выгоды, которые получают предприниматели от реализации данной практики

Реализация плана стратегического развития города Магадана охватывает  все основные сферы жизнедеятельности города. Любой вид деятельности, а в особенности, предпринимательство, предполагает постоянную и тесную взаимосвязь с различными аспектами жизнедеятельности города, любые изменения в политике и жизни города оказывают влияние на деятельность предпринимателей как напрямую (применение льготных ставок арендной платы, развитие инвестиционной деятельности (информационно-консультативные услуги, «бизнес-инкуботоры», городской залоговый фонд поддержки малого бизнеса) и т. д.)), так и опосредованно (повышение качества жизни населения, развитие инфраструктуры города, привлечение квалифицированных специалистов из других регионов). Также необходимо отметить, что наличие долгосрочного стратегического плана развития города повышает доверие организаций (в том числе, инвесторов) к органам местного самоуправления, региону, позволяет предприятиям скорректировать свои планы в соответствии с планами развития инфраструктуры города.

 

Нормативно-правовые документы, закрепившие данную практику и порядок ее реализации

Стратегический план (Концепция стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года утвержден решением Магаданской городской Думы от 19.10.2007 N 63-Д.

План мероприятий по реализации основных направлений Стратегического плана (Концепции стратегического развития) города Магадана до 2020 года, утвержден постановлением мэрии города Магадана от 22.04.2008 № 873.

 

Количественные и качественные результаты реализации данной практики

Показатели оценки реализации задач Стратегического плана за 2008-2013 годы утверждены в количестве 45 показателей по 15 основным направлениям. В результате ежегодного с 2008 года мониторинга реализации Стратегии установлено, что количество выполненных и близких к выполнению – 19 показателей, не выполненными остаются 22 показателя и 4 показателя — не имеют данных для сравнительного анализа (Приложение 5). При этом необходимо отметить, что за годы реализации Стратегии оборот крупных и средних организаций    увеличился в 2,3 раза, инвестиции в основной капитал – в 1,5 раза, оборот розничной торговли – в 2,1 раза, среднемесячная заработная плата – в 2,2 раза, прибыли прибыльный предприятий – в 2,7 раза, развивается перерабатывающая промышленность – количество товаропроизводителей увеличилось в 1,7 раза.

Одновременно с мониторингом реализации задач Стратегического плана анализируется план мероприятий по реализации Стратегического плана. По направлению «Формирование среднего класса на основе малого бизнеса в городской экономике» утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан» на 2010-2015 годы». В рамках указанной программы за 2010-2013 годы оказана поддержка малым и средним организациям, а также индивидуальным предпринимателям на общую сумму 38,9 млн. руб.